Электромобили в России: текущая ситуация и прогнозы

Положение электромобилей в России остается неоднозначным. Правительство иногда проявляет интерес к продвижению данного сектора, однако регуляции также включают жесткие ограничения. С 1 января текущего года утилизационный сбор на электрические авто увеличился в 20 раз, сделав его эквивалентным сбору на машины с ДВС, что отразилось негативно на рынке. Продажи с начала года обвалились: в первый квартал было реализовано 1854 электромобиля по сравнению с 3844 в четвертом квартале 2024 года. Однако уже во втором квартале наблюдается небольшая стабилизация — 2546 машин, а в третьем квартале цифра возросла до 3586 единиц. Будут ли электромобили популяризироваться дальше? В прошлом финансовом году уровень продаж достигал 1200 автомобилей в месяц. На текущий момент цифры по месяцам выглядят следующим образом: в апреле было продано 795 электрических автомобилей, в мае – 786, в июне – 965, в июле – до 1257, в августе – 1082, а в сентябре – 1247. В тот же период, 2025 года, произошло следующее: 196, 334, 430, 543, 481 и 597 соответственно. На данный момент на складах остаются значительное количество электрических моделей, изготовленных как в прошлом, так и позапрошлом годах. Даже если утильсбор увеличится с 1 ноября, можно предположить, что спрос на электромобили останется стабильным в пределах 1000-1200 экземпляров ежемесячно до следующего лета. Тем не менее, новая система утилизационного сбора может оказать нежелательное воздействие на рынок импорта, поскольку подавляющее большинство автомобилей имеют мощные электромоторы, что может усложнить задание льготных условий. Теперь давайте посмотрим на результаты третьего квартала. Лидером на рынке остается компания Zeekr, продавшая 891 электрическое авто. За три месяца спрос на их продукцию варьировался, но происходит заметное снижение доли на рынке: в четвертом квартале прошлого года — 38%, в первом 2024 года — 37%, во втором – 30%, в третьем – 25%. Завод «Москвич» также продолжает реализацию электромобилей 3е, которые были произведены ранее: с июля по август реализовано 430 машин, 417 из которых приобрели юридические лица. С этим результатом 3е лидирует по продажам после Zeekr 009, но при этом завод готовится к переходу на модели концерна SAIC, что говорит о том, что производство 3е прекращено. Evolute продал 539 своих электромобилей, но их популярность меньше, чем у «Москвича». Новые предложения от Amberauto пока не слишком популярны. Их модель А5 была продана в количестве 277 автомобилей. В то время как распродажи модельной линейки Ora продолжаются с итогами в 50 машин, Avatr, принадлежащий «Чангану», реализовал 263 единицы. Xiaomi демонстрирует медленные продажи c 137 проданными автомобилями, в то время как результат BYD составил 258 автомобилей. Рынок электромобилей также представлен крупными игроками, такими как BMW и Porsche, у которых результаты продаж остаются скромными: 51 и 15 единиц соответственно. Tesla активно работает на данном сегменте, однако сумела найти 142 покупателя, среди которых всего 12 пикапов Кибертрак. Некоторые новинки, как Lixiang Mega, остаются практически незанятыми покупателями – всего было продано всего четыре единицы. То же касается и Geely EX5 с итогом в 97 продаж. На позитивной ноте представляется наиболее компактный электрокар Eonyx М2, который был продан двум юридическим и одному физическому лицу в сентябре. Желаем удачи новому проекту «Автотора», который наконец-то вышел на рынок. Таким образом, будущее электромобилей все еще не ясно в условиях нового утилизационного сбора. Есть ли шансы у Zeekr на снижение доли на рынке и как быстро это произойдет? Решение этих вопросов крайне важно для будущего сегмента.